:: ::

Родителям на заметку

СОП

Семья и учреждение образования – два важнейших института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Современная семья, родители, воспитывающие детей, испытывают целый ряд социальных и психологических проблем, с которыми зачастую не могут самостоятельно справиться, в связи с этим семье необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь.

Сегодня понятие «социально опасное положение» вызывает много дискуссий, а многие родители выражают свое несогласие по вопросу постановки семьи на данный вид учета.

Для начала необходимо разобраться в значении понятия «социально опасное положение». Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении,– лицо в возрасте до восемнадцати лет, находящееся в обстановке, при которой не удовлетворяются его основные жизненные потребности; которое вследствие беспризорности или безнадзорности совершает правонарушения; родители, опекуны или попечители которого ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на указанное лицо, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще исполняют обязанности по воспитанию и содержанию указанного лица, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья. (Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31.05.2003 г. № 200-З).

В постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 г. № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» приводятся критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетних.

Всего этих критериев шесть, каждый из критериев содержит ряд показателей. В соответствии с первым критерием ребёнок может быть признан находящимся в социально опасном положении, если он воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка. Показателями данного критерия являются: уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, если родители не заботятся о здоровье детей, их нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др. (отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребенка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю, стать жертвой повреждений и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью); если имеют место факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнания ребенка из дома.

Согласно второму критерию, несовершеннолетний признается находящимся в социально опасном положении, если он воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами. Сюда относится принуждение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией,

азартным играм; вовлечение ребенка в преступную деятельность, антиобщественное поведение; незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку; запрещение ребенку посещать учреждение образования; систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия.

К третьему критерию социально опасного положения относится ситуация, когда несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер). К примеру, приобщают ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ; родители ведут аморальный образ жизни родителей (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учете в органах внутренних дел и др.), а также если родители привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, 17.3 (часть вторая), 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Также критерием социально опасного положения является жестокое обращение с несовершеннолетним в семье. Сюда относится и физическое насилие, и сексуальное насилие или развращение несовершеннолетнего, и психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму).

Несовершеннолетний признается находящимся в социально опасном положении, если совершает правонарушения и иные антиобщественные действия. Показателями в данном случае выступают: рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, бродяжничество несовершеннолетнего; если несовершеннолетний совершает действия, влекущие административную либо уголовную ответственность, состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

И, наконец, шестой критерий подразумевает под собой ситуацию, когда несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации. А именно: проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера; социальная изоляция несовершеннолетнего; негативное влияние на несовершеннолетнего культурных или религиозных факторов; жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых; несовершеннолетний предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания; а также если несовершеннолетний пострадал в результате аварии, катастрофы, бедствий и др.

Выявление детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, осуществляется в пределах компетенции работниками субъектов профилактики семейного неблагополучия:

педагогическими работниками – в ходе образовательного процесса; в ходе изучения особенностей семейного воспитания обучающихся; при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями; при получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц;

медицинскими работниками: при проведении патронажа медицинского работника к несовершеннолетним; при посещении несовершеннолетними и их законными представителями учреждений здравоохранения; при вызове врача на дом к ребенку или к законным представителям ребенка, в том числе при выездах скорой медицинской помощи; при постановке женщин на учет по беременности (наблюдении за беременной) и в других случаях;

сотрудники органов внутренних дел – при совершении противоправных действий гражданами; при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому; при рассмотрении в установленном порядке заявлений и обращений граждан о необеспечении законными представителями несовершеннолетних прав и законных интересов детей;

специалистами органов по труду, занятости и социальной защите и учреждений социального обслуживания населения – при оказании социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения и на дому; при назначении государственных пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи, оказании гуманитарной и других видов помощи, в ходе обследования материально-бытового положения граждан (семей).

В отделе образования, спорта и туризма администрации Новобелицкого района г.Гомеля ведется «Журнал учета информации о несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, полученной из государственных органов, иных организаций, от граждан», где фиксируются все поступающие сообщения о семейном неблагополучии несовершеннолетних детей, проживающих в Новобелицком районе г.Гомеля.

Каждое поступившее сообщение отрабатывается специалистами учреждений образования, осуществляется обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних, в отношении которых поступила информация, а также проводится социальное расследование ситуации в семье. Одной из главных целей при проведении социального расследования является комплексное изучение ситуации в семье, которое проводится с привлечением субъектов профилактики семейного неблагополучия. Факт проведения социального расследования ситуации в семье еще не означает, что несовершеннолетний обязательно будет признан находящимся в СОП. Только когда собрана и проанализирована информация от разных источников при подтверждении фактов семейного неблагополучия, на совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо на педагогическом совете учреждения образования рассматривается вопрос о целесообразности признания ребенка находящимся в социально опасном положении, выносится соответствующее решение путем голосования.

В случае, если несовершеннолетний признается находящимся в СОП, для работы с семьей разрабатывается индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего (далее – план), мероприятия которого направлены на оказание помощи семье и содействие нормализации ситуации в семье. Стоит отметить, что мероприятия данного плана носят межведомственный характер, т.е. к работе по оказанию помощи семье привлекаются различные субъекты профилактики в зависимости от тех показателей и причин, на основании которых несовершеннолетний был признан находящимся в СОП. Специалистами учреждений образования ежемесячно анализируется выполнение плана и рассматривается динамика ситуации в семье. При положительной динамике ситуации в семье, если ситуация в семье нормализовалась, несовершеннолетнего снимают с данного вида учета. В случае, если динамика ситуации в семье ухудшается, если имеется угроза жизни и здоровью ребенка, несовершеннолетний признается нуждающимся в государственной защите, помещается на государственное обеспечение, а родители становятся обязанными лицами и возмещают расходы, затраченные государством на содержание детей. Однако это крайняя мера, и работа всех субъектов профилактики направлена в первую очередь на избежание этой меры, чтобы ребенок мог расти и воспитываться в своей семье.

Если у вас имеется информация о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации вы можете сообщить об этом в отдел образования, спорта и туризма администрации Новобелицкого района г.Гомеля по телефонам 37-30-91, 36-42-95

 


КАК СОБРАТЬ РЕБЁНКА В САНАТОРИЙ

КАК СОБРАТЬ РЕБЁНКА В САНАТОРИЙ

Одежда и обувь. Целесообразнее всего предоставить выбор гардероба самому ребенку. В этом случае не произойдет так, что сумка у ребенка огромная и неподъемная, а ходит он всю смену в одной и той же футболке.

Проследите лишь за тем, чтобы одежды было достаточно. В этом вопросе исходите из возможностей ребенка. Если ваше чадо не в состоянии постирать свою одежду, предложите ему захватить несколько дополнительных смен белья. Помните и о том, что ребенок может не учитывать возможность похолодания, — подскажите ему, что надо взять не только купальники и футболки, но и что-нибудь для прохладного вечера.

Дети не любят носить головные уборы, но все же предложите захватить что-нибудь, чем можно покрыть голову в сильную жару. Это может быть бейсболка или бандана для мальчика, или красивая летняя шляпка для девочки.

Обувь предложите взять не новую, а проверенную. Ведь может оказаться, что новые туфли или сандалии где-то натирают ногу, а среагировать на это оперативно не получится — ведь вы, в лучшем случае, сможете приехать и привезти новую пару только через неделю.

Неплохо было бы иметь защиту на случай ненастья. Зонтик — штука весьма неудобная, поэтому лучше заменить ее дождевиком. Под полиэтиленовым плащиком еще проще в дождь сохранить одежду сухой, и он имеет одно неоспоримое преимущество — свободные руки. Сохранить ноги в сухости помогут резиновые сапоги.

Средства личной гигиены — одна из самых важных составляющих дорожной сумки. Собирая чемодан, положите туда зубную щетку и пасту, мыло и шампунь, туалетную бумагу. Полотенца в санаториях обычно выдают, но дети зачастую с ними очень неаккуратно обращаются. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вытирал лицо и руки чистым полотенцем, положите ему в чемодан свое, личное — у него больше шансов остаться чистым.

Если в санатории есть бассейн, на забудьте положить в чемодан шапочку для плавания.

Техника. Ни один современный ребенок не может обойтись без гаджетов для развлечений. И, скорее всего, родителям придется разрешить ребенку взять с собой один или несколько электронных «друзей». Однако родителям стоит поговорить с чадом о том, что на такой досуг время должно быть ограничено, так как времяпрепровождение с электронной игрушкой противоречит общему смыслу поездки с санаторий: уткнувшись в планшет, ребенок не сможет сменить обстановку и род занятий, пообщаться с новыми друзьями.

Современные взрослые не представляют себе жизни без мобильных телефонов, дети от своих родителей в этом не отстают. К тому же вам самим захочется поскорее узнать, как там дела у вашего чада. Поэтому первым в списке необходимых технических средств будет телефон. Отдайте предпочтение простым недорогим моделям. Ребенку достаточно сложно бывает уследить за вещами даже в присутствии родителей.

Фотоаппарат в любой поездке — очень нужное устройство, но только если ваш ребенок раньше проявлял к нему интерес, если он умеет и хочет им пользоваться.

Планшет может быть одновременно и фотоаппаратом, и электронной книгой, и плеером. Но он имеет один минус — открывает доступ к бесконечному простору компьютерных игр. Не каждый взрослый находит в себе силы остановиться в нужный момент — что уж говорить о детях.

Аптечка. Отправляя ребенка в санаторий, не давайте ему с собой лекарства на все случаи жизни. В таком серьезном учреждении есть врач, а значит, у ребенка есть возможность научиться самостоятельно описывать состояния организма и доверять медицинскому персоналу. Кроме того, санаторий предполагает в том числе медикаментозное лечение. Принимая лекарства из собственной дорожной аптечки, ребенок сталкивается с опасностью по незнанию принять несовместимые препараты.

В общем, лучше всего, если ребенок возьмет с собой только те лекарства, которые ему приходится принимать постоянно. И напомните отпрыску, что он должен лично сообщить врачу об используемых препаратах, хоть о них, скорее всего, и написано в обменной карте.

Еще вашему чаду в путешествие понадобится хорошее настроение и уверенность, что этот период летнего отдыха пройдет прекрасно. Постарайтесь всем своим видом и разговорами сообщить ему такой настрой на предстоящее событие. Собирайте вещи вместе, не особо навязывая свое мнение. Обсудите все, с чем может встретится ребенок в новой обстановке. Расскажите о том, как вы в детстве ездили в лагерь или санаторий. Постарайтесь, чтобы перед отъездом между вами не происходило никаких размолвок, тогда ребенку не надо будет тратить драгоценное время на переживания, и он сможет сразу погрузиться в радости отдыха.


Профилактика курения, алкоголизма, наркомании у детей, переживших травму

Профилактика курения, алкоголизма, наркомании

у детей, переживших травму 

Дети и молодое поколение, пережившие кризисную социально-психологическую ситуацию и не имеющие жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность, здоровый и эффективный жизненный стиль, нуждаются в обучении новым для них  формам поведения, формировании стрессоустойчивой личности, способной самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь.

Обследование подростков в различных регионах мира показывает, что у них имеются выраженные факторы риска наркотизации и алкоголизации, лежащие в основе глубоких психосоциальных расстройств. Поэтому, говоря об употреблении психоактивных веществ подростками и молодежью, прежде всего, следует знать о специфическом феномене, представляющем собой конгломерат признаков, включающий множество проблем, таких как семейное неблагополучие, коммуникативные проблемы в семье и со сверстниками, уходы из дома, плохая успеваемость и непосещение школы, ранняя беременность и т.д. Как правило, различные поведенческие, эмоциональные, физические расстройства у подростков и употребление ими психоактивных веществ тесно взаимосвязаны.

В методической рассылке № 8 2014 года рассказывается об основных причинах возникновения зависимостей у детей и подростков. В данной методической рассылке представлены основные важные аспекты в работе специалистов и замещающих родителей по профилактике курения, алкоголизма и наркомании у детей, переживших травму. 

Привычка к употреблению алкоголя вредит человечеству больше, чем война, голод и чума вместе взятые
Чарльз Дарвин

 

Исследования все чаще связывают факты жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей детей с такими серьёзными пожизненными проблемами как депрессия, суицид, алкоголизм и наркомания. У подростков, переживающих физическую жестокость со стороны родителей, вероятность алкоголизма и наркомании выше в 6-12 раз, а у подростков, переживших сексуальное изнасилование – в 18-21 раз (Дюб и др., 2005).

При долговременных стрессах возникает потребность в искусственных успокоительных средствах, поэтому дети начинают довольно рано курить, употреблять наркотики, алкоголь, транквилизаторы, токсические вещества.

Полный список причин детского алкоголизма, наркомании и табакокурения очень широк, но все они связаны с недостаточным вниманием взрослых к своим детям. 

Семья наряду со школой, сверстниками, СМИ и др. играет роль важного, возможно, самого важного фактора в борьбе с распространением табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, показали, что именно ситуация, сложившаяся в семье во многом определяет, насколько велика вероятность приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ (факторы риска и защитные факторы). Современные модели, на основе которых строятся в настоящее время наиболее эффективные профилактические программы, выделяют семью, как отдельный субъект профилактической работы.

В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения занять себя и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности – спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.

Что такое профилактика алкоголизма, наркомании и табакокурения?

Это система мер, направленных на усиление факторов защиты среди населения от алкогольной, наркотической и никотиновой зависимостей.

В Республике Беларусь профилактика различных видов зависимостей остается одной из самых актуальных проблем. И особое место, конечно, здесь занимает профилактика среди подрастающего поколения, среди детей и подростков.

Эта работа ведется одновременно в нескольких направлениях:

  • профилактика, основанная в семье (семейные и родительские программы);
  • профилактика в учебных заведениях (школьные программы);
  • профилактика в организованных общественных группах населения;
  • профилактика с помощью средств массовой информации;
  • профилактика, направленная на группы риска в учебных заведениях и вне их;
  • систематическая подготовка специалистов в области профилактики;
  • мотивационная профилактическая работа;
  • профилактика рецидивов;
  • терапия социальной средой;
  • профилактика последствий, связанных с употреблением психоактивных веществ.

Побороть дурные привычки  легче сегодня, чем завтра.
Конфуций (551 до н.э. — 479 до н.э.)

Специалисты разделяют профилактику алкоголизма,  наркомании и табакокурения на три стадии: первичная, вторичная и третичная.

Первичная профилактика имеет своей целью предупредить начало употребления психоактивных веществ лицами, ранее его не употреблявшими. Первичная профилактика нацелена прежде всего на детей, подростков, молодежь.

Первичная профилактика способствует уменьшению количества людей, у которых может возникнуть зависимость, а её усилия направлены не столько на предупреждение негативных проявлений, сколько на сохранение или укрепление здоровья.

Профилактика должна осуществляться в полном объеме. Поскольку всегда легче предупредить заболевание, чем потом длительное время заниматься его лечением, причем не всегда успешно.

Полноценная профилактика должна проводиться не только в семье, в ней обязательно принимают участие все учреждения, где проводится учебный процесс, а также общественные организации.

Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками - учителя, школьные психологи, сотрудники других подразделений по работе с несовершеннолетними, нуждаются в выработке общего подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того чтобы обучить детей новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения

Профилактика наркомании и алкоголизма рассматривается как одно из важнейших и эффективных направлений профилактики неинфекционной патологии.

Вторичная профилактика является избирательной. Она направлена на людей, которые уже попробовали различные психоактивные вещества  и на людей, у которых уже формируются признаки зависимости.

Третичная профилактика направлена на людей, зависимых от психоактивных веществ, и является преимущественно медицинской.

Нас же будет интересовать главным образом первичная профилактика.

Основные технологии и методы первичной профилактики зависимостей:

  1. Формирование мотивации на здоровый образ жизни. Учеными установлено, что настрой человека на позитивное отношение и здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями курения, употребления алкоголя и наркотиков.
  2. Формирование мотивации на поддержку. Каждый человек должен иметь возможность поделиться своим несчастьем или, наоборот, счастьем с другими и получить значимую поддержку. Важно научить людей помогать другим и знать, что в случае необходимости к ним тоже придут на помощь. Люди, у которых есть поддерживающие друзья (семья, друзья, коллеги), легче справляются со стрессами без употребления психоактивных веществ и могут эффективно решать задачи.
  3. Развитие защитных факторов здорового и социально-эффективного поведения. Люди, имеющие поведенческие стратегии и развитые личностные, физические, психические ресурсы, более устойчивы к стрессам и у них меньше вероятность формирования зависимости.
  4. Предоставление знаний и навыков в области противодействия курению, употреблению алкоголя и наркотиков у школьников, родителей, учителей и др.
  5. Разработка альтернативных программ досуга людей.

ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ

Никотиновая зависимость зачастую является самой первой вредной привычкой в жизни человека. Чаще всего дети пробуют первую сигарету еще в начальной школе. Резкий подъем количества курящих учеников происходит к концу школы – в выпускном классе курит половина учеников. Причем в последние годы среди мальчиков наблюдается определенная стабилизация количества курящих, а среди девочек рост увлечения табаком. Поэтому среди подростков сохраняется та же тенденция, что и среди взрослых курильщиков. А женское курение среди взрослых за последние десятилетия возросло более чем в два раза.

Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье.

Генрих Гейне 

С курением, как и с любой другой проблемой, намного эффективнее бороться профилактикой, ведь бросить свою вредную привычку может не каждый. А если это и происходит, это уже после глубокого осознания проблемы, которое наступает, чаще всего после нанесения ощутимого вреда здоровью. Таким образом, профилактику курения необходимо начинать как можно раньше, лучше всего еще до школы.

Профилактика курения строится на следующих принципах:

Дифференцированный подход. Для каждой группы (младшие, средние и старшие классы, педагоги, родители) существует своя специфика обучения. Доза информации должна соответствовать зрелости нервно-психических процессов у детей, тому, насколько они готовы к ее восприятию.

Подобный подход должен быть и внутри возрастных групп, т.к. причины, провоцирующие курение, могут быть разными. Это заниженная самооценка, которая не позволяет ребенку чувствовать себя комфортно среди сверстников; низкий интеллектуальный уровень; ограниченность и отсутствие интереса к учебе; семейные проблемы (конфликты в семье, неполная семья, необеспеченность); наличие свободных денег; курение родителей.

Дети, которые начинают курить по первым двум из указанных причин, относятся к категории повышенного риска. В работе с такими учащимися важно партнерство учителей, психологов, медиков.

Психолого-педагогическая диагностика помогает адекватно построить воспитательную работу в классе.

Принцип противопоставления. В подростковой аудитории курение нужно рассматривать с позиции его отрицательного влияния на здоровье (что человек теряет) и выбора альтернативного поведения - ЗОЖ (что приобретает при отсутствии курения).

Принцип модульного обучения. Использование комплекса средств, включающих наряду с общепедагогическими методами обучения нестандартные формы предъявления информации.

Раскрыть себя.

Возможно, недостаток воспитания в семье спровоцировал закомплексованность, из-за которой подростки не могут раскрыть свои природные свойства, и единственным способом самоутверждения оказываются курение и приобщение к группе с аддиктивным поведением.

Разбор причин курения и поиск выхода из сложившейся ситуации - это тот самый ключ, поворот которого может изменить будущую жизнь школьника. Способствовать раскрепощению ребят, тому, чтобы они стали более уверенными, а не искали разрядку в сомнительных компаниях, сигаретах, алкоголе или наркотиках, может творческая работа.

Очень полезно подобрать литературу по теме и поручить ученику подготовить сообщение с ее использованием. Важно разобрать вместе с подростком сущность содержания и основные положения будущей работы, продумать варианты возможных вопросов его одноклассников и ответов, выступление обязательно надо отрепетировать. Дети могут проводить такие доклады и на классных часах, и на общешкольных мероприятиях, и в рамках образовательных дисциплин.

Для переоценки самого себя особенно важны успехи в учебе. Помощь на дополнительных занятиях, привлечение в кружки и спортивные секции могут быть весьма эффективны в формировании нового отношения к товарищам и к учебе в целом.

 

ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ 6-11 ЛЕТ 

Курение в младшем школьном возрасте встречается в единичных случаях. При этом необходимо различать два вида раннего курения — «игру», основанную на любопытстве, подражании взрослым, случайном нерегулярном экспериментировании, и раннее начало курения, связанное с педагогической запущенностью ребенка и его вовлеченностью в компанию старших курящих подростков.

Таким образом, если первый вид курения является прямым объектом профилактической работы, то второй помимо этого должен дополняться психологической и педагогической коррекцией поведения ребенка.

Проведение профилактики курения среди детей младшего школьного возраста, традиционно основанной на разъяснении вредных последствий курения для организма, затрудняется отсутствием у детей этого возраста базисных знаний из области анатомии и физиологии человека, и поэтому у них складывается абстрактное, личностно незначимое отношение к курению. Это обусловливает определенные требования к ранней профилактике курения. Так, чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную систему человека, необходимо в образной и доступной форме объяснить, как функционирует эта система и почему ее нужно беречь.

Другой задачей ранней профилактики является правильная расстановка акцентов при подаче материала. Основным направлением профилактической работы должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, для чего весьма важно избегать вредных привычек, и в частности курения. Такая постановка вопроса создает основу для формирования здорового образа жизни в целом. В отличие от этого запугивание последствиями курения не только перестает восприниматься детьми, но и формирует у них неосознанный страх за здоровье курящих родителей, поведение которых они не могут изменить. Возникающая при этом эмоциональная напряженность может стать одной из психологических предпосылок будущего курения.

Нередко в беседе о курении дети спрашивают, почему взрослые курят, если это вредно, и почему продают сигареты, если все знают об их вредном воздействии. В этом случае нужно сообщить детям, что курение входит в привычку, от которой бывает очень трудно избавиться. Курящие, взрослые знают о вреде курения и чаще всего хотели бы бросить курить, но уже не могут сделать этого без специальной помощи. Иными словами, сигарета вызывает привыкание и лучше вовсе не начинать курить. Важно подчеркнуть, что именно факт привыкания к табаку очень мало осознается юными курильщиками.

Особое внимание нужно уделить работе с родителями, так как они по-прежнему оказывают значительное влияние на формирование привычек ребенка, его жизненных установок и будущего стиля жизни. Однако 80% курящих родителей считают, что их дети не будут курить, в то время как статистика говорит об обратном — большинство курильщиков выросли в семьях, где отец или мать курили. Родителям необходимо понять, что раннее начало курения связано с их собственными ошибками в воспитании, что наступил момент серьезно ознакомиться с основами профилактики, запастись нужными аргументами и терпеливо объяснить ребенку его ошибку.

Таким образом, можно сформулировать основные задачи ранней профилактики курения среди детей 6—11 лет.

  1. Формирование представления об основных системах организма человека и их функционировании.
  2. Разъяснение полезного влияния физических упражнений и закаливания на организм человека и вредного влияния курения.
  3. Разъяснение причин курения взрослых — однажды приобщившись к курению, человек совершает ошибку, а потом не может избавиться от этой привычки.

Притча о табаке

В одном восточном городе жил мудрец. Однажды шел он по базару и увидел толпу возле торговца табаком.

Мудрец подошел к ним и сказал: у табака, по крайней мере, есть три полезных свойства: курящего никогда собака не укусит, вор ночью к нему не заберется и никогда он не будет старым.

Торговец, обрадованный похвалой своему товару, попросил его объяснить почему.

Мудрец сказал: «У курильщика рано начинают болеть ноги, он хромает, ходит с палочкой. А какая же собака укусит человека с палкой? У него появляется кашель по ночам, а какой же вор заберется в дом, где не спят? И они обычно рано умирают, не дожив до старости».

Люди, послушав мудреца, стали в задумчивости расходиться.

 

ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ 11 - 13 ЛЕТ

С наступлением подросткового возраста риск начала курения резко возрастает. Если в младшем школьном возрасте свыше 95% учеников отрицательно высказываются о курении как подростков, так и взрослых, то с наступлением подросткового возраста картина резко меняется — оказывается, что прежние установки уже не действуют.

В подростковом возрасте взрослые утрачивают свое влияние и все большую значимость приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что подросток, с одной стороны, озабочен поиском своего стиля поведения, а с другой — не хочет ни в чем отставать от членов своего коллектива. Именно поэтому учащаются попытки курения и оно приобретает характер эпидемии, которая может охватить коллектив класса.

 Проблема преодоления давления группы сверстников в подростковом возрасте является основной с точки зрения профилактики курения, а информирование о вредных последствиях курения может иметь только вспомогательный характер. В то же время опыт работы показал, что большинство подростков не умеют достаточно четко сформулировать свои аргументы "за" и "против" курения. Это может означать, что информация о влиянии курения на организм человека в их представлении носит неопределенный, аморфный характер. Кроме того, общаясь со сверстниками, подростки не могут выразить свое отрицательное отношение к курению достаточно определенно, не вступая при этом в конфликтные отношения с группой. Как правило, подросток не осознает, что степень эмоционального давления группы обратно пропорциональна его статусу в ней. Иными словами, чем ниже статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит, тем больше действий, с которыми он в душе не согласен, ему придется совершить в угоду групповым нормам.

Таким образом, профилактика курения в подростковом возрасте особенно необходима и должна проводиться с учетом возрастно-психологических особенностей. Одной из форм профилактики является проведение групповых дискуссий на темы, связанные с курением. В ходе подобных дискуссий подростки не только четко формулируют аргументы против курения, но и активно используют их в ходе обсуждения. Результатом проведения такого занятия является формирование группового мнения, что особенно важно.

Другой формой профилактики курения в подростковом возрасте является проведение ролевых игр, в ходе которых проживаются и проигрываются основные ситуации, связанные с курением и давлением сверстников. По мнению подростков, труднее всего бывает отказать не только группе, но и своему ближайшему другу, который настойчиво предлагает курить. Проведение такого рода игр показало, что основной ошибкой подростков является хаотическая и разноплановая аргументация своего отказа закурить, абсолютное неуважение к своему мнению, нечеткость собственной позиции.

Таким образом, психологический тренинг в ходе ролевой игры направлен на профилактику курения, личное развитие и обучение навыкам общения. Безусловно, проведение таких занятий, как групповые дискуссии и ролевые игры, требует от учителя определенной специальной подготовки, однако основным фактором является умение установить неформальный контакт с группой в обстановке непринужденности и взаимного принятия. Ни в коем случае нельзя "вызывать" к доске для участия в ролевой игре на основании того, что данный ученик курит. Обычно задачей, формулируемой для детей, является отработка навыков умения побеждать в споре, не поддаваться на уговоры: а вся группа оценивает, насколько игра "актеров" правдива и достоверна. Курение в этом случае является как бы случайной темой, выбранной для игры. Такой недирективный метод позволяет подросткам раскрыться полнее.

Другим методом, используемым в профилактике курения в подростковом возрасте, является демонстрация наглядного пособия "курящая кукла". Этот метод сочетает в себе элементы наглядного обучения и аверсивных (вызывающих отвращение) методов борьбы с курением. С описанием наглядного пособия «Курящая кукла» можно ознакомиться по ссылке: http://festival.1september.ru/articles/311824/

Таким образом, профилактика курения в подростковом возрасте дает:

  1. Достоверную информацию о влиянии курения на организм человека.
  2. Умение четко формулировать аргументы против курения.
  3. Умение противостоять давлению сверстников.

Начинаешь курить, чтобы доказать, что ты мужчина.

Потом пытаешься бросить курить, чтобы доказать,

что ты мужчина.
Жорж Сименон

 

ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ 14 -17 ЛЕТ 

По данным массовых обследований, количество курильщиков в старших классах резко возрастает. Мотивы, побуждавшие курить младших подростков, утрачивают свою значимость — уже не надо кому-то доказывать свою взрослость. В отличие от подростков, у старшеклассников в меньшей степени выражена эмоциональная зависимость от группы сверстников и на первый план выдвигаются формы поведения, выражающие индивидуальность.

Наряду с поиском своего места в жизни, выявлением своих способностей, склонности к той или иной профессии, большую значимость приобретает осознание себя как представителя пола, и этой идее во многом подчиняется формирование своего социального образа. С этой точки зрения большую роль играет реклама, которая в той или иной степени оказывает воздействие на формирующийся стиль жизни и самовосприятие молодого человека или девушки. Соединение идеи курения с такими понятиями, как молодость, красота, жизненный успех, победа, в значительной степени укрепляет социально-психологическую мотивацию курения. Одновременно с этим на первый план выдвигается другая проблема — для многих старшеклассников курение уже стало привычкой, формируется фармакологическая зависимость от табака. Это значит, что "курить или не курить" уже не только вопрос "хорошего поведения" — молодые люди начинают понимать, как трудно отказаться от курения, даже если знаешь, что это вредно для здоровья. Таким образом, в старшем школьном возрасте тема отказа от курения приобретает значимость.

Еще одна проблема, связанная с курением и актуальная для юношества — это проблема здоровья и красоты женщины, деторождения, материнства и охраны матери и ребенка от пагубного влияния табачного дыма.

Одной из тем профилактической работы может стать обсуждение влияния курения на внешность женщины и вреда курения для будущего потомства. В то же время, рассказывая о вредном влиянии табака, очень важно строго придерживаться фактов и не впадать в морализаторство! Слишком сильный нажим и демонстрация "отвращения" курящей девушке могут привести к противоположному результату, поскольку и в этом возрасте еще силен мотив негативного поведения, противопоставления себя миру взрослых. Так, например, нередко рассказывают о том, что курящая девушка становится непривлекательной, перестает нравиться и т.д. В то же время конкретные примеры в жизни старшеклассниц противоречат этому утверждению, что вызывает недоверие и ко всей остальной информации о вреде курения.

Важно подчеркнуть, что отказ от курения позволяет восстановить утраченную привлекательность и чем раньше это произойдет, тем лучше для сохранения внешности.

В то же время разговор о влиянии курения на здоровье будущих детей не должен допускать компромисса. Нужно указать на недопустимость курения во время беременности, грудного вскармливания, так как это уже касается не личного пристрастия женщины, а жизни и здоровья ребенка, нарушения его права на здоровье. И юношам, и девушкам нужно знать о вреде пассивного курения для детей и об ответственности курильщика перед членами своей семьи.

Иными словами, курение перестает быть личным делом каждого, если оно вторгается в личную жизнь других людей. Этот тезис может найти свое развитие в дискуссии на тему о правах курящих и некурящих или о том, могут ли дети упрекать своих родителей в том, что они курят.

Таким образом, можно сформулировать основные темы профилактической работы среди старших школьников:

  1. Как бросить курить.
  2. Курение, женщина, красота.
  3. Курение и материнство.
  4. Права курящих и некурящих.
  5. Курение и реклама.

Молодых курильщиков надо ознакомить с методами отказа от курения, которые они могли бы применять самостоятельно. Эти приемы могут быть изложены в лекциях и в виде памяток.

 

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

 

Будет ли профилактика табакокурения подростков и молодежи успешной или нет, во многом зависит от семьи. Что же надо знать, в чем следует разобраться, чтобы ребенок не курил? Попробуем ответить на этот вопрос.

  1. Табакокурение – это проблема.

Конечно, проблема, никто не спорит! Но, как это ни странно звучит, не все родители считают, что курение – «страшная проблема». «Мой ребенок курит? Это ужасно!..Не смей курить!». Но это внешняя, так сказать, рефлекторная реакция. А на самом деле… «Покуривает – плохо, конечно, но, слава Богу, не пьет и не колется. Курить пробуют все, и мы пробовали, никто от этого не умер…Беседу, конечно, надо провести, поругать…» В действительности же от нашего отношения очень много зависит. Нам самим важно осознать, что табакокурение – серьезная проблема. Всем известно, что курить вредно, известно, почему вредно, но – посмотрите вокруг – число курящих людей огромно. У вашего ребенка есть все шансы попасть в зависимость от табака.

  1. Мы не курим.

Если мы хотим, чтобы ребенок не курил, тогда и сами не должны этого делать. Родители несут ответственность за детей, в частности, она предполагает осознанное отношение к своему поведению. В идеале, ребенок, с самого раннего возраста должен видеть, что его близкие не курят, а точнее, не должен наблюдать курение близких ни в каких ситуациях. Известно, что многие люди курят изредка, в некоторых случаях, например, когда сильно нервничают, очень расстроены, во время вечеринок. С детства ребенок берет за образец поведение значимых взрослых и с возрастом начинает вести себя по усвоенной модели. Если ребенок видит вас курящим и слышит, что курить нельзя, он скорее последует вашему примеру, чем прислушается к словам.

 

Притча о здоровой привычке

Сын-подросток пришел как-то домой с запахом табака. Отец же радостно воскликнул:

— Сын, я думал, что ты еще маленький, а ты уже взрослый — курить пытаешься! Не знал я, где найти напарника для бега по утрам, а вот он, вырос! Одна беда, вставать очень рано приходится. Но раз куришь — значит, ты уже взрослый, проснешься! Завтра с утра встанем пораньше и начнем!

Несколько лет они бегали вместе. Отца уже нет в живых. Сын уже своих детей растит, но все так же бегает по утрам — привычка!

  1. Уважение к некурящим.

В жизни часто бывает не так, как хотелось бы, и в число значимых взрослых подростка входят курильщики. Как следует поступать в этом случае?

Во-первых, не надо прятаться и пытаться скрыть дурную привычку, все равно не получится – обоняние у подростков острее, чем у взрослых. Это не даст желаемого эффекта, но вполне может подорвать доверие подростка к вам, а также даст плохой пример: если куришь, то надо просто скрывать это от взрослых – и никаких проблем. В такой ситуации следует честно поговорить с подростком, признать наличие у себя пагубного пристрастия, а старшему подростку рассказать, как вы начали курить, объяснить, что хотели бы бросить и даже попробовали, но это оказалось очень сложной задачей. Таким откровенным признанием вы не подорвете свой авторитет, и ваши отношения станут более доверительными.

Во-вторых, курящий член семьи должен уважительно относиться к остальным, ни при каких обстоятельствах не позволять себе курить дома, в обществе некурящих, заставляя их дышать дымом. Не следует также разбрасывать по комнатам пачки сигарет, держать несколько пепельниц, тем более, заполненных окурками. Кроме того, курящий человек должен демонстрировать уважение к людям в обществе: не закуривать на улице при большом скоплении народа, курить только в отведенных для этого местах, не бросать окурки, пустые пачки и т.д. Такое поведение показывает подростку, что некурение – нормальное поведение человека, а курение накладывает определенные ограничения и курильщики не хозяева положения.

Если вы решили бросить курить, это заслуживает всяческого уважения. Вы можете рассчитывать на поддержку близких, в том числе подростка. Конечно, нужно поделиться с ним своим решением, но не следует активно вовлекать его в этот процесс (особенно это касается младших подростков), т.к. такая ситуация может привлечь излишнее внимание к проблеме и спровоцировать интерес.

Если же вы курите и не считаете эту привычку такой уж дурной, вам правится процесс курения, вы считаете, что это красиво и стильно, тогда вы не можете требовать от подростка соблюдать запрет на курение. Будьте последовательны в своих действиях и словах!

 

  1. Правила для курильщиков.

В том случае, когда никто из домашних не курит, но у вас есть курящие друзья, в семье должны быть установлены правила, относящиеся к курению. Например, даже самым лучшим друзьям нельзя курить у вас дома, в присутствии детей.

  1. Единая позиция семьи и школы.

Необходимое условие для успешного проведения работы по профилактике курения подростков – общность позиций семьи и школы. Если вы равнодушно относитесь к деятельности школы, направленной на профилактику курения, вы можете спровоцировать аналогичную реакцию подростка. Поэтому ваша заинтересованность и поддержка повысят эффективность профилактической работы. Большую пользу приносит непосредственное включение родителей в организацию и проведение профилактических мероприятий.

  1. Поговорите со своим ребенком.

Надо ли с ребенком говорить о курении? Когда начинать проводить беседы? О чем говорить? А может, лучше не говорить вообще? Конечно же, беседовать с ребенком, подростком о курении нужно, но при этом соблюдать некоторые условия:

  • Разговор должен проходить в доверительной обстановке, обязательно на равных;
  • Нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения;
  • Нужно выяснить знания ребенка по проблеме и его отношение к ней и на этой основе строить дальнейший разговор;
  • Таких бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.
  1. Установление причин курения.

Для успешной профилактики курения необходимо знать, почему подростки начинают курить, и постараться нейтрализовать причины.

  1. Фразы, которые не рекомендуется произносить в разговоре с подростком, и предполагаемая ответная реакция на них.

Фраза

Реакция

«Ты еще мал курить!»

«Отлично! Как только вырасту… Хотя я уже взрослый»

«Чтоб я не видел тебя с сигаретой!»

«Нет проблем! Буду курить в более приятной компании»

«Курят только глупые люди»

«Может твой дядя Петя и глупый, а я знаю много отличных ребят, и все они курят»

«Не смей курить!»

«Не надо мне приказывать!»

«Увижу с сигаретой – выгоню из дома!»

«Какая ерунда! Любопытно на это посмотреть»

«Сигарета – это яд. Капля никотина убивает лошадь»

«Это банально, к тому же я не лошадь»

«Вот сейчас ты куришь, а потом начнешь пить и употреблять наркотики»

«А что, можно попробовать!»

Подобно тому, как бывает болезнь тела,

бывает также болезнь образа жизни
Демокрит Абдерский

 

ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ 

Особую тревогу общества вызывает стремительное нарастание тенденции злоупотребления молодежью алкогольных напитков и психоактивных веществ. Можно выделить два периода в формировании установки на злоупотребление алкоголем и наркотиками – до и после начала приема. Первичные установки появляются в результате усвоения детьми обычаев, норм и правил, действующих в социальном окружении, их преломлением через собственную личность и отношением к наблюдаемым явлениям. Так, в пьющих семьях ребенок усваивает положительное отношение к алкоголю, если родитель – потребитель алкоголя является для ребенка объектом любви и уважения. Вторичные установки формируются в результате пробы алкоголя или наркотика и формированием собственного отношения их употреблению.

Поскольку детский алкоголизм и наркомания приводит к необратимым нарушениям здоровья и очень сложно поддается лечению, особенно важна профилактика заболевания.

Как известно, определенные жизненные ситуации могут способствовать, либо наоборот препятствовать началу употребления веществ. Те обстоятельства, что способствуют  их употреблению, называются факторами риска, а те, что способствуют снижению – факторы защиты. В течение жизни на человека воздействуют как те, так и другие факторы.

Профилактика имеет перед собой цель усилить факторы защиты и по возможности нейтрализовать факторы риска.

Факторы риска:

  • проблемы с психическим или физическим здоровьем ребенка;
  • дети, рожденные и воспитанные родителями-алкоголиками;
  • общение с людьми, регулярно употребляющими алкоголь, и отсутствие устойчивости к давлению сверстников;
  • личностные качества (низкий уровень развития интеллекта, низкая самооценка, переменчивость настроения, неуверенность в себе, нежелание придерживаться социальных норм, ценностей и поведения и т.д.);
  • раннее начало половой жизни;
  • частые конфликты в семье, низкий уровень дохода в семье;
  • плохая успеваемость в школе, нежелание учиться;
  • проблемы при общении с родственниками, сверстниками.

Факторы защиты:

  • благополучие в семье, сплоченность членов семьи, хорошее воспитание, отсутствие конфликтов в семье;
  • высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость к стрессам;
  • высокий уровень достатка, обеспеченность жильем;
  • регулярное медицинское наблюдение;
  • низкий уровень криминализации в населенном пункте;
  • высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы, устойчивость к давлению, умение контролировать эмоции и свое поведение;
  • соблюдение общественных норм.

С психолого-педагогической точки зрения все факторы алкогольной и наркотической зависимости разделяются на факторы среды (объективные) – социально–психологические и факторы личности подростка (субъективные) – психологические. Соответственно в вопросах профилактики выделяются также два основных направления:

во–первых, работа со средой обитания подростка (выделение факторов риска и их нейтрализация);

во–вторых, работа с личностью учащегося: воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социально–психологическим факторам и воздействиям.

Важными являются навыки ассертивности и отказа от предложения употребить психоактивные вещества. Эти умения базируются на жизненных навыках и ресурсах личности подростка (навыки постановки целей, принятия решения, групповой дискуссии, навыки персональной и социальной компетентности, навыки разрешения проблем).

Некоторые дети, даже когда они подвергаются многим факторам риска, не употребляют наркотиков и алкоголя. Исследования показывают, что от употребления алкоголя и наркотиков удерживает целый ряд защитных факторов:

  1. чувство юмора;
  2. внутренний самоконтроль, ребенок чрезвычайно целеустремленный; стрессоустойчивость;
  3. важность взаимоотношений по крайней мере с одним взрослым человеком помимо родителей. Учитель может иметь огромное влияние на поведение ребенка;
  4. привязанности – склонность жить по законам и нормам общества, школы, общины и/или семейным стандартам:

– преданность, близость, открытость;

– обязательства перед социальной группой и возложенные на нее надежды;

– убеждения и совпадающие с принятыми в социальной группе нравственные ценности (семья, школа);

– условия, способствующие возникновению привязанностей:

  • возможность активного участия в работе социальной группы. Учащийся имеет определенные обязанности и добивается успехов в их выполнении;
  • успешное овладение необходимыми умениями;
  • признание и одобрение умелых действий.
    1. Нормы, исключающие употребление алкоголя и наркотиков, принятые: в семье, в школе, в окружении. 

Тормозить себя нужно

на каждом шагу,

и это должно превратиться

в привычку…

Человек без тормоза

 — это испорченная машина
А.С. Макаренко

В настоящее время профилактика потребления психоактивных веществ во многих школьных коллективах представлена чаще всего тематическими лекциями школьных психологов, врачей психиатров-наркологов, либо работников органов внутренних дел, а также тематическими учебными занятиями, которые иногда проводятся по типу дискуссии на заданную тему. Подобный подход не отвечает основным требованиям к предупреждению употребления психоактивных веществ в связи с тем, что в нем отсутствует последовательность, непрерывность, учет реальной ситуации.

Для активнонаправленной профилактической работы необходим переход от установок по информированию детей о негативных последствиях алкоголизации и наркотизации к формированию у детей ценностного отношения к здоровью, активной психологической защиты от предложений "попробовать, принять наркотик"; к формированию не только индивидуальной жизнестойкости, но и групповых форм противодействия (на уровне детского коллектива) различным формам алкоголизации, наркотизации и отклонений в поведении.

Конечно, среда формирует, но...

Исследования показывают, что подростки, устойчивые к наркотикам, обладают следующими общими качествами:

– они имеют низкие показатели психологической внушаемости, т.е. они самореферентные;

– обладают (часто бессознательно, интуитивно) своими индивидуально-психологическими, достаточно конструктивными способами преодоления стрессовых переживаний и конфликтных ситуаций, умеют без напряжения общаться, уверены в себе, разумны и рассудительны;

– стремятся и способны удовлетворять интерес и любопытство к интимным и таинственным сферам жизни, минуя потерю сознательного контроля, а если такое происходит, умеют отдавать себе отчет в произошедшем, способны к более или менее адекватной самооценке то, что в психологии часто называют способностью к рефлексии.

Отсюда становятся понятными основные базовые направления весьма эффективной психопрофилактической и педагогической работы с подростками.

  1. Стрессопрофилактика.

Это не столько нейтрализация стресс-факторов, воздействующих со всех сторон на подростка (часто нейтрализация или исключение этих факторов бывает просто невозможной, например, таких, как отношения в семье, жилищные, материальные условия жизни подростка, социальное окружение и пр.), а обучение, воспитание и развитие в нем способности к самостоятельному, цивилизованному, психологически эффективному способу их (стресс-факторов) преодоления, а также сознательной психологической саморегуляции.

  1. Снижение внушаемости в процессе психоактивных тренингов и психокоррекционных упражнений.
  1. Психологическая коррекция свойственного подросткам любопытства и интереса к нездоровым переживаниям особых состояний сознания способами, раскрывающими положительный личностный потенциал на основе сенсомоторной активности (аутотренинги, медитативные тренинги, транс–контрольные психотехники и т. д.).

Все эти три направления работы могут быть организованы при достаточной грамотности педагогического коллектива школы, включающего подготовленных соответствующим образом школьных психологов и социальных педагогов.

Взросление подростков «переполнено» переживаниями внутриличностных противоречий, взаимоисключающих побуждений. Внутренняя противоречивость и мотивационная «расщепленность» на чувственно-телесном (организмическом) уровне проявляются как личностная беспомощность. Если подобное состояние души и тела подростка становятся хроническим, то употребление алкоголя и наркотических веществ может оказаться для него одной из наиболее вероятных альтернатив «плохому самочувствию». Плохое самочувствие – результат не завершаемых столкновений в субъективном пространстве подростка взаимоуничтожающих друг друга потребностей и мотивов.

К сожалению, ни в семье, ни в школе не учат подростка тому, как преодолевать и разрешать внутриличностные рассогласования и противоречия. Здоровый образ жизни как панацея от всех проблем в подростковом возрасте актуально не привлекает. Физкультура и спорт, художественная самодеятельность, интересные экскурсии, книги, участие в олимпиадах, все, что принято называть занятостью подростка, само по себе не обеспечивает ему психологическую устойчивость к возникновению зависимостей. Как показывает практика, не обеспечивают психологическую защиту и пищевые добавки, витамины, диеты. Обучение подростков копинг-стратегиям (стратегиям преодолевающего поведения) в отношении жизненно важных проблем ориентируется на когнитивные, рациональные «подавления» одних (негативных) побуждений другими (позитивными с точки зрения воспитателя). Однако результат такого обучения остается для личности подростка внешним, не находит чувственно-телесного резонанса, а значит отчуждается.

Содействуя подросткам в решении их задач взросления, можно сформировать у них чувственно-телесную и личностно-психологическую устойчивость к негативным зависимостям.

В книге «Профилактика наркотизма: теория и практика» под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого (книгу можно найти по ссылке http://klex.ru/a8q) представлены сравнительный анализ программ профилактики наркомании, а также программа работы с подростками, направленная на содействие им в решении задач взросления как наиболее результативного средства профилактики наркотической зависимости. В программу включены блоки работы с самими подростками, родителями, учителями, а также представлены формы работы с подростками, уже имеющими опыт употребления психоактивных веществ. Комплексный подход, сочетающий в себе все возможные формы работы с подростком и его окружением, позволит обеспечить эффективность профилактической деятельности.

Далеко не каждый человек, даже обладающий хорошими профессиональными знаниями способен эффективно работать с детьми, устанавливать с ними партнерские отношения. Специалист до начала работы должен четко осознать, в каких ролевых позициях он будет выступать перед детьми и к каким последствиям это может привести.

Специалисты, имеющие опыт ведения детских и подростковых профилактических групп выделяют следующие важные способности ведущего:

  • Умение войти в мир подростков, не нарушая границ личности (своей и подростка);
  • Умение создать безопасную и поддерживающую обстановку;
  • Умение нести знания «между слов», т.е. умение пользоваться невербальным компонентом общения;
  • Помнить и уважать себя в детском и подростковом возрасте;
  • Знание подростковых стилей и способов овладения материалом и иметь большой багаж различных форм активности;
  • Уметь получать удовольствие от работы с подростками и веселиться вместе с ними.

Специалист должен иметь свою собственную определенную позицию по отношению к употреблению психоактивных веществ. Подростки, как никто другой, остро чувствуют ложь и замешательство взрослых. До начала работы по предлагаемым программам, ведущий должен прояснить для себя какое место в его жизни занимают психоактивные вещества и быть готовым говорить об этом с детьми. В 80% случаев ребята на занятиях спрашивают ведущего о том, пьет ли он спиртные напитки, курит ли сигареты, и если да, то зачем. Ведущие профилактических программ для детей и подростков должны стремиться к полному исключению психоактивных веществ из своей собственной жизни.

Профилактическая деятельность в семье.

Жизненно необходимой средой для подростка несомненно является семья.

В семьях, в которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которых дети остаются предоставленными самим себе и где дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательна, подростки подвергаются большему риску совершения правонарушений и частого употребления алкоголя и наркотиков. Здоровые, эмоционально насыщенные, отношения в семье чаще всего являются фактором, предотвращающим тягу ребенка к алкоголю и наркотикам.

Именно формирование семьи как социально-поддерживающей системы является основой профилактической деятельности. В рамках семейной профилактики используются различные программы.

Первый уровень семейных программ – программы для родителей детей и подростов, включенных в профилактическую систему. В рамках этой работы используется ряд аспектов:

  • Мотивация родителей на включение в программную деятельность, анализ внутрисемейных отношений, изменение деструктивных паттернов поведения на конструктивные.
  • Проведение профилактических тренингов для родителей и всех членов семей.
  • Индивидуальная работа с родителями.
  • Кроме этого в рамках программ первичной профилактики организуются «родительские экспертные советы», в задачи которых входит экспертиза профилактической программы, проводимой с их детьми, оценка ее эффективности, безопасности, определение фактов несогласия, замечаний по поводу тех или иных детских или семейных программ, разъяснение другим родителям и детям смысла и задач профилактической деятельности.
  • Важность включения родителей в профилактическую активность связана с необходимостью формирования семейной, школьной и общественной антиалкогольной и антинаркотической политики. Для достижения этой цели родители становятся одним из ведущих и высоко мотивированных групп населения.

В настоящее время замещающие семьи могут испытывать дефицит компетентности по вопросам формирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового образа жизни, по взаимодействию со специалистами при необходимости консультативной, специализированной и социально-правовой помощи.

Поэтому в рамках профилактической работы с родителями и семьей в целом весьма эффективными являются семинары-тренинги, цель которых:

Осознание и понимание смысла детско-родительских отношений.

Проработка ролевых позиция (Я – ребенок, Я – взрослый, Я –родитель) и внутрисемейных стратегий построения взаимоподдерживающих отношений.

Работа с самоидентификацией и Я – концепцией родителей.

Проработка личностных проблем, берущих начало из детства и семейных стереотипов родителей.

Осознание ответственности за собственную позицию в семье и свое поведение, а также за развитие позитивных изменений в семейной системе.

Осознание и развитие личностных и личностно-средовых ресурсов, на основании которых может быть сформировано более эффективное поведение и система семейных взаимоотношений.

Развитие этих ресурсов в родительских и детско-родительских тренинговых группах.

Развитие поддерживающих стратегий поведения в семье.

Примером таких тренинговых программ могут служить «субботние» семейные программы. В рамках этих программ проводится тренинговая профилактическая работа по субботам в течение четырех часов:

1 час – тренинг с родителями;

1 час – тренинг с детьми;

1 час – детско-родительский тренинг;

1 час – индивидуальные консультации и ответы на вопросы.

Семейные условия, создаваемые замещающими родителями и  связанные с формированием успешного, «хорошего» поведения являются:

* уметь разделять самого ребенка и его проступки: "Я люблю тебя, но не принимаю того, что ты сделал (а)";

* уметь активно слушать и понимать переживания и потребности своего ребенка;

* не вмешиваться в занятия, с которыми он справляется, и заниматься вместе, помогать, когда он просит;

* стремиться разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказаний, доверять его пониманию и делиться своими чувствами, которые возникли из-за конфликта, объяснять их;

* постоянно поддерживать успехи ребенка, в повседневном общении использовать любые формы выражения своих теплых чувств и отношения: "Мне хорошо с тобой... Я рад(а) тебя видеть... Я по тебе соскучился(лась)... Мне нравится как ты... Ты мой хороший(ая)... Ты, конечно, справишься...".

* стремиться выражать свои теплые чувства и поддержку не только словами, но и лаской, голосом, прикосновением.

Семейные условия, определяющие формирование деструктивного «плохого» поведения:

* неопределенные распоряжения без четких границ (часто достаточно одного раза, чтобы донести до ребенка в неадекватной форме важную информацию о том, как получить то, что хочешь. В следующий раз ребенок думает: "Может быть, я поднял недостаточно шума, чтобы получить то, что хочу? Я подниму еще больше шума.");

* отсутствие у родителей между собой содружества и четкой позиции по отношению к детям; например, один из родителей не хочет быть авторитарным и, в результате, оказывается настолько уступчивым и услужливым, что теряет авторитет у ребенка, который начинает использовать слабости родителя, чтобы добиться желаемого;

* игнорирование родителями хорошего поведения одновременно с наказанием плохого (чаще такой оказывается позиция отца);

* неполный контроль, когда родители не знают, где находятся их дети;

* непоследовательные дисциплинарные требования и пустые угрозы; постоянное выражение недовольства ребенком;

* стойкий или затяжной конфликт между родителями и остальными членами семьи; "блоки" внутри семьи, неспособность испытывать общие для всей семьи радости;

* неспособность родителей понимать и сочувствовать потребностям своего ребенка; нереальные родительские ожидания по отношению к нему, то есть те случаи, когда родители ожидают от ребенка удовлетворения своих собственных, нереализованных эмоциональных потребностей;

* вера родителей в воспитательное значение физических и других наказаний.

Алкоголизм и наркомания среди детей и подростков, также как и у взрослых, имеет психологические причины. Поэтому профилактика детского алкоголизма и наркомании, в первую очередь, сводится к тому, чтобы не допустить отдаления ребенка от родителей в психологическом плане, помочь ему справиться с самим собой в непростой возрастной период и найти точки соприкосновения с внешним миром, не связанные с алкоголем. Если к этому добавится контроль над детьми и подростками со стороны школы и государства, то будет сделан решительный шаг к оздоровлению современного общества.

 

Есть такая притча.

«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать.

Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще удерживался на плаву.

Увидев третьего путника, они позвали на помощь. Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…«Разве тебе безразлична судьба детей» - спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».

Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы табакокурения, алкоголизма и наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры. Заниматься этим должны и занимаются профессионалы.

Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой.

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему необходима и воспитательная и образовательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.

Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактикой. Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества. Но в первую очередь – это забота семьи и школы.

 


Памятка для родителей

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24 ноября 2006 г. № 18
    О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях

Цель:  обеспечение защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышение ответственности родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей,  в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 июля 2004 г. № 47

Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите

Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего:

- Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка(не способствуют обучению ребенка; гиперопека; не обеспечивают контроль за занятостью ребенка)

- Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами (не обеспечивают ребенка, оба родителя не трудоустроены – отсутствуют средства на содержание ребенка )

- Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер)

-  Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье

-  Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия

-  Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации (скандалы, притоны, антисанитарные условия проживания)

 

  1. Статья 159. Уголовного кодекса РБ Оставление в опасности

Часть 2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, –

наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

Часть 3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило несовершеннолетнего в опасное для жизни или здоровья состояние, –

наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

 

  1. ТЕЛЕФОНЫ ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ
  • Пожарная (МЧС) 101   - оставление в доступных местах предметов, средств : медпрепараты, спички,
  • Милиция 102      уксус, ацетон, ножи, пилы, ножницы и др., при помощи которых ребенок
  • Скорая помощь 103      может нанести себе раны, а также привести к утрате здоровья или гибели
  • Аварийная газа 104
  • Единая служба спасения 112

 

  1. КАК ОБЪЯСНИТЬ РЕБЕНКУ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ?

Чтобы донести до маленького ребенка главные правила дорожного движения в форме, доступной для него, можно воспользоваться следующими объяснениями:

  • Переходить территорию движения машин можно только по специально предназначенному для этого пешеходному переходу, обозначенному «зеброй», или на зеленый свет в тех местах, где имеется светофор. На красный и желтый свет движение запрещено, как для пешеходов, так и для любых транспортных средств.
  • Переходя дорогу вместе со взрослым, нужно обязательно крепко держаться за его руку и не отпускать все то время, пока пересечение проезжей части не будет завершено.
  • Ни при каких обстоятельствах не допускается выскакивать на дорогу перед движущимся автомобилем из-за стоящего транспортного средства.
  • При движении в машине нужно обязательно сидеть в специально предназначенном для этого кресле и никогда не отстегивать ремни безопасности во время езды.
  • Особую осторожность следует проявлять во время катания на роликовых коньках, скейте или велосипеде.

Безусловно, все эти правила нужно не только объяснять в доступной для малыша форме, но и демонстрировать на собственном примере. Именно поэтому все взрослые в присутствии маленького ребенка должны строго соблюдать все правила, сопровождая свои действия подробным рассказом о том, почему правильно действовать так, а не иначе.

 

  1. ФЛИКЕРЫ: ТРЕБОВАНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ…

В современном мире присутствие фликера на одежде становится нормой, как заложенные в раннем детстве слова «посмотри налево, посмотри направо».

Правила дорожного движения, в частности пункт 17.1, гласит: «при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)».

Пункт 17.3 ПДД гласит: «При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)».

Из этого следует, что пешеход, участвующий в дорожном движении в темное время суток вне освещенных участков дороги и если он не движется по тротуару, ДОЛЖЕН себя обозначить, а при переходе по пешеходному переходу пешеходу лишь РЕКОМЕНДУЕТСЯ обозначить себя фликерами (световозращающими элементами).

Лучшими считаются фликеры белого или лимонного цветов, так как они имеет наиболее оптимальнуюсветовозращаемость для того, чтобы пешеход был заметен в темное время суток.
И, конечно, чем больше фликеров, тем лучше. В черте города ГАИ рекомендует пешеходам обозначить себя световозвращающими элементами на левой и правой руках, подвесить по одному фликеру на ремень и сзади на рюкзак. Поэтому, самый оптимальный вариант, когда на пешеходе находится 4 фликера. Жители сельской местности или велосипедисты в идеале должны быть жилете со световозвращающими полосами.

 

6.МИНИСТЕРСТВО по ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ разработало мобильное приложение «МЧС Беларуси: помощь рядом». В настоящее время данный программный продукт доступен для скачивания всем обладателям смартфонов и планшетов на базе операционной системы Android.

«МЧС Беларуси: помощь рядом» включает в себя несколько разделов и функций, в том числе заблаговременное оповещение о неблагоприятных и опасных явлениях, основанное на предупреждениях ГУ «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды». На специальной карте помимо явлений и регионов, где они ожидаются, доступны рекомендации от МЧС по действиям в складывающейся обстановке.

В разделе «Что делать?» собраны более 50 типичных нештатных ситуаций с рекомендациями от МЧС по действиям в них. Из любой страницы приложения доступна специальная кнопка звонка в МЧС «112». Предусмотрена возможность не только соединения с МЧС, но и отправки смс или звонков на заданный номер — например, врачу или родным. Это позволяет связаться в экстренных случаях с нужным человеком любому гражданину, в том числе людям с различными заболеваниями.

В приложении также присутствует раздел «Проверь себя», позволяющий в режиме тестов проверить собственные знания по различным темам. Кроме того, в случае масштабной ЧС природного характера возможна активация для пользователей дополнительного раздела «Сообщить о ЧС».

     Более подробная информация о приложении, а также ссылка для установки доступны по короткому адресу 112.by/арр. Скачать приложение  из   PlayMarket:  (ссылку необходимо открывать с вашего смартфона или планшета, также вы можете просто ввести в поиск GooglePlayMarket "МЧС" и наше приложение будет первым в списке).

 

 

  1. ОСВОД ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:
  • ВЫХОД НА ЛЁД – ОПАСНО!
  • КУПАНИЕ В ЗАПРЕТНЫХ МЕСТАХ – ОПАСНО!
  • ИГРЫ В ПЕСЧАНЫХ КАРЬЕРАХ И НА СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДКАХ – ОПАСНО!

 

 

 

8.НАХОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЗОСЛОГО ПОСЛЕ 22.00 НА УЛИЦАХ ГОРОДА И В МИКРОРАЙОНАХ – НЕ ДОПУСТИМО!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ВАШИХ ДЕТЕЙ В ВАШИХ РУКАХ!!!


СТОИМОСТЬ учебных пособий для лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования, в 2016/2017 учебном году

                                                                                    Приложение 1

                                                            к постановлению

                                                            Министерства образования

                                                            Республики Беларусь

                                                            25 июля 2016 №70

 

СТОИМОСТЬ

учебных пособий для лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования, в 2016/2017 учебном году     

 

 

Для учреждений образования (иных организаций и индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующих образовательную программу дошкольного образования

 

 

Наименование учебного пособия

 

 

Стоимость  учебного пособия

Л.С.Хадановіч  Падарожжа ў свет музыкі“

 

55 коп.

Л.С.Хадановіч  Падарожжа ў свет музыкі“. Рабочы сшытак

 

52 коп.

І.У.Жытко  ”Матэматычны калейдаскоп“

 

56 коп.

І.У.Жытко  ”Матэматычны калейдаскоп“.  Рабочы сшытак

 

59 коп.

Д.М.Дубініна  ”Свет вакол мяне“

 

55 коп.

Д.М.Дубініна  ”Свет вакол мяне“. Рабочы сшытак

 

50 коп.

                                                                     


Дополнительные подразделы:

Консультации специалистов
Дополнительные образовательные услуги
Правовая страничка
Родителям будущих первоклассников
Анонс республиканской акции «Каникулы без дыма и огня»
2018 год в РБ
Контакты

+375 232 37-30-53
sad20gomel@nov.gomel.by

г.Гомель ул. Станционная 6а
Открыть контакты

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

Приём граждан

по личным вопросам начальником отдела образования,

спорта и туризма администрации

Новобелицкого района

Ковалёвой Е.В.

будет осуществляться

I, III вторник месяца

с 14.00 до 20.00

II, IV, V вторник месяца

с 8.00 до 13.00

(каб. 2.1.)

*запись на прием по телефону 37-12-71

 

Министерство образования РБ