Cейчас на сайте
:: ::

Родителям будущих первоклассников

Речевая готовность ребёнка к школе

Речевая готовность ребёнка к школе 

 Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 6-7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их:

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных. 
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат. Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? - создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; - проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; - не ругать ребенка за неправильную речь; - ненавязчиво исправлять неправильное произношение; - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда и родителей удаётся своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по развитию речи, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у ребят с речевой патологией уверенность в своих возможностях.  

 

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Родителям будущих первоклассников

Соседние подразделы:
Консультации специалистов
Дополнительные образовательные услуги
Правовая страничка
Перепись населения
2019 год в РБ
Контакты

+375 232 33-47-72
sad20gomel@nov.gomel.by

г.Гомель ул. Станционная 6а
Открыть контакты

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

Приём граждан              по личным вопросам начальником отдела образования, спорта и туризма администрации Новобелицкого района г.Гомеля              Деменчуком А.В. осуществляется:

I, III  вторник месяца

с 14.00 до 20.00

II, IV, V вторник месяца

 с 8.00 до 13.00

(кабинет 2.2.)

*запись на прием по телефону 51-17-04

 

Министерство образования РБ
Главное управление образования Гомельского облисполкома.
Управление образования Гомельского горисполкома